Хорошая реклама
Рафтинг
Выбери тему

Типы водных преград по степени сложности их преодоления

Введение

Водные виды спорта, связанные с открытой водой, с лёгкостью можно отнести к экстремальным, ведь невозможно предугадать, что может преподнести волна или мощное течение в ту или иную секунду. Если рассматривать переправы или спуск по реке — так это вообще сплошной экстрим на каждом шагу. Порыв ветра, ветки и обломки деревьев, встречные стоячие каменные глыбы, любые водные преграды — всё это может поджидать спортсмена в любую секунду. А это ещё не берётся в расчёт то, что сами реки и препятствия, которые преодолеваются, имеют своё ранжирование по группам опасности.

Сплав на катамаране

Классификации

По всему миру принято вести градацию по степени сложности преодоления водных преград. На сегодняшний день среди характеристик можно выделить две основных — это международная и российская. Некоторые же равняются ещё и на американскую.

Международная

В международной классификации все водные преграды подразделены на шесть категорий;

  • Первая категория — несложные.

Эта категория подразумевает наличие течения на водоёме, а из опасностей — всего лишь могут встретиться небольшие участки мелководья с единичным вкраплением камней.

  • Второй класс — умеренно сложные.

Траектория движения плавательного средства визуально просматривается, но всё же могут встретиться небольшие препятствия. Подразумеваются редкие встречи небольших сливов и бочек, а также мест с увеличением скорости потока.

Сплав 2-ой категории сложности

  • Третий тип — сложные.

Линия движения плавательного средства, которой необходимо придерживаться, вполне определена. Могут встречаться участки с частыми препятствиями в виде камней и высоких валов, также вероятны встречи с бочками и небольшими уловами.

  • Четвёртая категория водных преград — очень сложные.

В пороге траектория движения очевидна не всегда. Многие спортсмены перед прохождением участков с подобным уровнем сложности предпочитают сначала визуально осмотреть преграду, в голове представить прохождение препятствия и затем пробовать. Могут встречаться непрерывные пороги, участки с мощной водой, а также очень мощные бочки. Прохождение подобного рода препятствий требует постоянного маневрирования и внимательности.

  • Группа номер пять — чрезвычайный уровень сложности.

Предварительный осмотр преград не только желателен, здесь он просто необходим. Здесь могут быть участки, которые представляют серьёзную опасность для жизни. Помимо высоких порогов, можно встретить высокие водопады, сложнейшие бочки и шиверы, а также узкие проходы. Участки с подобными препятствиями характеризуются их непрерывностью и чрезвычайной опасностью.

  • Шестая и самая опасная категория — официально наивысший уровень.

Уровень воды для препятствий этой категории играет важную роль. Любая совершённая ошибка может повлечь за собой тяжёлые последствия. На участке могут встречаться преграды со сложными выходами и заходами в них.

Сплав 6-ой категории сложности

Если проходят какие-то соревнования по водному спуску по реке, то она зачастую разбивается на участки примерно одной сложности, а в некоторых случаях указывается сложность отдельных порогов. Это делается лишь в том случае, если сложность предстоящего препятствия выше, нежели сложность самого участка. На международных соревнованиях практикуется обозначать сложности участка либо преграды в виде индекса. Но также необходимо учитывать, что категория — это определённый диапазон, а два водоёма из одной категории могут быть различны по простоте прохождения.
Естественно, что все реки оцениваются условно, невозможно досконально и с совершенной точностью определить число камней, уровень уклонов, скорость течения. Всё определяется по совокупности всех факторов, сугубо индивидуально.

Но есть и обратная сторона в этом вопросе. Процесс оценки необходимо максимально облегчить, чтобы было как можно меньше условий и не пришлось собирать комиссии для определения сложности. Согласно международной градации, чтобы определить сложность водоёма или участка, нужно определить несколько моментов: наличие того или иного препятствия, возможность определения линии движения и последующий результат её нарушения.

Российская классификация

Помимо международной классификации, существует и отечественная градация. Во время соревнований форсирование водных преград совершается также по категориям сложности, при этом преграды имеют иное, нежели в международной классификации, обозначение:

  • Первая категория имеет обозначение «Л» — «лёгкое» препятствие.

Пересечение таких преград доступно туристам без специальной подготовки. Не требует предварительной оценки линии движения.

  • Вторая группа имеет обозначение «П» — «простое».

Существует возможность встретить небольшие валы и пороги, несложные шиверы. Возможно наличие небольшого уклона и невысокой скорости течения. С воды можно разглядеть линию движения.

  • Третий тип обозначается «СР» — средний уровень трудности.

С воды просматривается линия движения, есть возможность встретить порог на относительно спокойном участке, наличие небольших завалов либо камней.

  • Четвёртая категория обозначается «С» — «сложные» препятствия.

Сюда можно отнести длительную шиверу, пороги со множеством камней, наличием бочек и валов. Как правило, участок заканчивается относительно спокойной водой. Перед прохождением участка крайне полезно осмотреть его, так как линию движения с воды просмотреть довольно проблематично.

  • Пятая категория имеет обозначение «Т» — «труднопроходимые».

Трудные с точки зрения техники прохождения, встречаются шиверы или пороги. На подобных участках преграды могут следовать одна за другой. По завершении череды преград может последовать недлительный участок с очень быстрым течением, который обычно заканчивается швартовкой. При прохождении преград настоящей категории настоятельно рекомендуется использовать страховку, а также предварительно осматривать трудные участки с суши.

  • Шестая группа сложности обозначается «ТТ» — опасные и «очень трудные».

На участках с подобными обозначениями могут встречаться каскады из сложнейших препятствий, а также каньоны с наборами трудных преград. Наблюдается резкий переход от препятствия к препятствию, страховать и швартоваться довольно сложно, а в некоторых случаях просто невозможно. Форсирование водных преград этой категории производится только после капитального осмотра и только со страховкой. Как правило, дабы преодолеть подобного рода преграды или участки из преград, судно испытывает колоссальные нагрузки.

  • И следующая категория, словно дополнение шестой, но ещё сложнее, имеет обозначение «ТТТ» — «сверхтрудные» препятствия.

Препятствия подобного рода опасны для судов любого класса. Эти участки раньше либо не проходились вообще, либо имели считаные случаи. Это могут быть ущелья, водопады, завалы, водосбросы и прочие опасные препятствия.

По сравнению с международной классификацией в отечественной был убран такой показатель, как техническая сложность, а ещё нужно учесть и то, что во многих бухтах, клубах и даже спортивных обществах есть свои классификации и критерии, по которым определяется сложность препятствий. Ещё одной особенностью является и то, что отечественная классификация и все её разновидности составлялись для форсирования водных преград на катамаранах, двухместных байдарках, а также уже устаревших небольших плотов. Для каяков же подобная классификация не во всех ситуациях пригодна.

Американская классификация

Нельзя сказать, что в США водный спорт на первых ролях, но любители экстрима есть везде и везде можно найти людей, которые увлекаются преодоление водных преград. Вот поэтому и существует также американская классификация водных препятствий по степени сложности. Она включает шесть классов сложности, от самых простых до экстремальных.

Подведём итоги

На сегодняшний день существует несколько классификаций водных преград по степени сложности, но если речь заходит о международных каких-то соревнованиях, то, естественно, прибегают к единой международной классификации.

Комментарии к этой статье
  • на сайте
  • ВКонтакте
  • facebook
  • Оставить комментарий