История горнолыжного спорта
Первые лыжи появились в незапамятные времена во многих уголках нашей планеты. Они имели различный вид и изготавливались из разнообразных материалов, но все имели одно и то же предназначение — дать возможность человеку быстро передвигаться по снегу. За многие века существования конструкция лыж прошла тернистый путь до того вида, в котором мы знаем их сейчас, и история эта стоит того, чтобы о ней узнать.
Начало бурного развития
Древнейшие образцы горных лыж особого смысла рассматривать нет. Интересны последние столетия их развития, и начать лучше всего с 1850 года, с Норвегии. В провинциальном городке губернии Телемарк умельцы изготовили первые в истории лыжи, имевшие верхний изгиб средней части полотна — такая форма позволила намного более равномерно распределять вес и дала существенный толчок в развитии конструкции, позволив облегчить их за счёт сужения к носовой и хвостовой частям. Проходимость лыжников значительно выросла, передвигаться с их помощью стало легче, так как по снежной поверхности скользить было проще, неровности преодолевались лучше, да и управляемость повысилась.
Немалую лепту в развитие лыж внёс некий Сондре Норхейм, уроженец Норвегии. Он являлся тем, кто додумался закрепить пятку ботинка на лыже, тем самым кардинально усовершенствовал их. Также, руководствуясь своим опытом и статистическими данными о способах катания, он разработал свой метод спуска с гор. Спортсмены из Телемарка первыми отказались от шестовой езды, признав палки неудобными для управления, и начали практику поворота самих лыж. Методы и практики, которые они использовали, установили вектор развития ряда инноваций в горнолыжном спорте и легли в основу тех приёмов, что используются спортсменами в наше время.
Сондре Норхейм продолжил изыскания в конструкции горных лыж и в результате придумал боковой вырез в 1868 году, чем ещё больше увеличил гибкость лыжного инвентаря. В те времена длина лыж составляла 2,4 метра, а ширина по трём точкам составляла 81×67×70 мм. Радиус выреза был довольно небольшой (если исчислять современными методами, то около 83 метров), но вполне достаточный для повышения всех характеристик спусков. Такие лыжи используют по сегодняшний день для прыжков с трамплина.
И хотя главные разработки в конструкции были проведены в Норвегии, первая лыжная фабрика была организована в США. Случилось это в 1879 году, и стоит упомянуть, что скандинавы всё-таки приложили к этому свою руку. Ну а производство лыж в самой Норвегии началось спустя 9 лет.
Применение гикори
Технология слоённых горных лыж была впервые применена в 1881 году. Верхняя половина делалась из сосны, а нижняя — из ясеня, и собирались они сугубо вручную. Их экспорт в Швейцарию начался в 1882 году.
Но действительно мощный скачок в производстве лыж произошёл чуть позже. В конце 1882 года началась эра применения очень прочного материала, практически не поддававшегося ручной обработке — древесины гикори. Лыжи стали ещё тоньше, гибкость возросла в несколько раз, да и скользяк перестал так сильно царапаться об лёд. Канты в то время ещё не придумали, и края были просто острыми, что, впрочем, позволяло полозьям довольно неплохо сцепляться со снегом. Конструкционный желобок помогал выдерживать перегрузки при боковом соскальзывании и торможении.
Эра клея
С 1893 года в Норвегии началось массовое производство клеёных лыж. Особой популярностью пользовались модели, в которых скользяк был выполнен из гикори, а сердечник — из американской липы. Такая конструкция обеспечила очередное снижение веса и повышение гибкости, да и в производстве они были проще, чем из цельного гикори.
Но вскоре пошёл спад популярности из-за несовершенности клея. Он был недостаточно стоек к воздействию влаги, что приводило к расслоению лыж. Проблема была серьёзной и нашла решение только через 40 лет.
Возвращаясь к вопросу геометрии, стоит упомянуть, что хоть форма лыж Норхейма была очень удачной и универсальной, но с развитием горнолыжного спорта шли разработки и в этом направлении. Соревнования на территории Европы становились ещё более частым явлением, лыжный спорт развивался семимильными шагами и разделился на профессиональные дисциплины, а вместе с ним и производство начало специализироваться на выпуске моделей следующих типов:
- горные;
- беговые;
- для прыжков с трамплина.
Примерно в это же время лыжи для прыжков с трамплина становятся шире на один сантиметр. Бытует мнение, что история формы современных лыж начинается именно с тридцатых годов XX века.
Стальные канты впервые были установлены на лыжи Рудольфом Леттнером. Событие это произошло в 1928 году в Зальцбурге. Нововведение, закреплявшееся при помощи шурупов, обеспечило повышение ходовых характеристик на жёстком снегу. Но так как держались они более чем слабо, прижились они плохо. Но некоторые лыжники, по достоинству оценившие преимущество кантов, носили с собой комплект для их ремонта прямо на месте катания.
В 1932 году на помощь лыжному производству неожиданно пришло самолётостроение. Именно в нём были разработаны клеи, идеально подходящие для производства лыж. И выпуск клеёных моделей обрёл второе дыхание, так как новые водостойкие казеиновые клеи прекрасно держали влагу и не давали расслаиваться. В то же время был придуман способ формирования сердечника с вертикальным расположением элементов, которые при высокой прочности выигрывали в весе у моделей из гикори.
В 1938 году Джимми Мадден заложил основы твин-типов и фигурного катания на лыжах. А произошло это, как ни странно, благодаря его травме ноги на катке. Желание Маддена кататься на чём угодно подвигло его взять у сына деревянные лыжи и выполнить при спуске те элементы, что и на катке. И это было удачное решение, ставшее популярным не сразу, а по прошествии 30 лет.
Материал, из которого производились горные лыжи, был очень благоприятным полем для экспериментаторской деятельности, хоть и процесс этот был весьма трудоёмким. В 1939 году для Дика Дюрранса на одной из лыжных фабрик была сделана модель, которая была названа его именем и имела революционную геометрию — при длине 206 см её ширина на трёх участках составляла 74×54×62 мм, а вырез был радиусом 42 метра. Такая талия была очень узкой даже по нынешним меркам и не подходила для мягких трасс того времени (да и по прямой они ехать отказывались наотрез). Поэтому такая конструкция для слалома на много лет отправилась в дальний угол. Но эксперименты не прекращались, и вместе с возрастающими требованиями к контролю лыж постепенно становилось ясно, что для них нужны новые материалы.
Для горных лыж дерево в качестве материала для изготовления обладало несколькими существенными недостатками. Первый — это малая сопротивляемость скручиванию, а второй — низкая прочность при ударе. Беговые лыжи в этом плане были более неприхотливыми, но для горных моделей шёл поиск чего-то нового. И первые успехи были достигнуты во Франции. В 1934 году там была выпущена небольшая партия алюминиевых лыж, прототип которых был разработан ещё в 1928 году и дорабатывался долгих 6 лет.
Со следующего года скользяки начали покрывать бакелитом, а с 44-го года во Франции была использована поверхность из целлулоида. Это было успешное решение, которое не только обеспечило хорошее скольжение, но и предоставило неплохую защиту деревянной основы от повреждений и влаги.
Норвежцы долго оставляли за собой первенство в производстве горных лыж, но ситуация изменилась в 30–40-х годах XX столетия, когда их обошли промышленники Австрии и Германии. В то время начали своё существование немало фирм, имеющих сегодня мировое признание.
Но вернёмся к материалам, из которых состояли лыжи. Они по прежнему были деревянными, но наступил момент, когда в 1945 году свет увидел клей «Аэролайт», который мог намертво соединять металл и дерево. Как видно из названия, разработан он был для составления «бутербродов» — фюзеляжей из алюминиевых и деревянных частей. Тогда же инженеры одной авиационной компании создали первые лыжи, на деревянный сердечник которых был наклеен алюминиевый скользяк. Партия в 1000 экземпляров, имеющая высочайшие характеристики, к сожалению, была единственной, так как руководство решило не продолжать выпуск. Но несколько энтузиастов-конструкторов ушли из компании и основали фирму TEY, которая за 10 лет своего существования произвела около 10000 комплектов таких композитных лыж.
Но это не первый случай применения композита из разных материалов. В 1946 году англичане из компании Gomme пустили в массовое производство 3-компонентные лыжи: в них сердечник из деревянного ламината был обклеен пластиком с двух сторон, а снизу этот «бутерброд» был скреплён с металлической полосой. Эта конструкция была по достоинству оценена спортсменами и даже использовалась национальной сборной Великобритании в 1948 году на Олимпийских играх в Санкт-Морице.
Годом позже изобретатель Говард Хед, уроженец Америки, спроектировал лыжи, имеющие сердечник из дерева и две пластины из металла по бокам. Прототип он совершенствовал не один год, и его старания увенчались успехом — лыжи модели Blue Gun стали популярны и завоевали широкое признание. А всё потому, что в них сочеталась высокая гибкость и фантастическая для того времени сопротивляемость кручению.
Можно смело утверждать, что в 40-х годах прошлого столетия закончилась история деревянных лыж, продлившаяся более 12 тысяч лет.
Эра металлических лыж
Но массовый переход от дерева к металлу и пластику проходил постепенно. Многие компании продолжали выпускать деревянные модели, хотя и проводили исследования и эксперименты со сплавами и пластмассами. Так что революции всё же не произошло.
Примерно через 20 лет ситуация стала сильно меняться. Широкое применение нашли металлические лыжи, конструкций которых было придумано великое множество: были и клёпанные модели, и клеёные, и с резиновыми прослойками для гашения вибрации. Имелись и минусы у такого лыжного инвентаря — это в первую очередь высокие требования к технологическому режиму производства, ведь при малейшем нарушении изделия могли просто лопнуть во время сборки. Да и вес иногда у них был немаленький.
В 50-х годах во Франции неким Д. Боссоном были разработаны стеклопластиковые лыжи. Поначалу они не были оценены по достоинству, но через 9 лет началось их серийное производство.
Эра пластика
Начиная с 1970 года, пластмассовые лыжи выпускались всеми крупными компаниями, но до революции было ещё немного рано — свершилась она только в 1980 году. Именно в этом году была воплощена в жизнь математическая модель внутренней динамики лыж. Она была довольно сложна, но позволила создать индустрию, под силу которой получить лыжи с любыми требуемыми свойствами. Кто разработал эту модель первым? Споры по этому поводу ведутся до сих пор, хотя, скорее всего, исследователи ведущих компаний пришли к ней примерно в одно и то же время и предпосылками для этого были развитие науки и техники (ведь подобные результаты специалисты фирмы «Атомик» пробовали получить в 60-х годах, но потерпели неудачу).
При всей кажущейся простоте лыж их внутренняя динамика очень сложна. Процесс скольжения подвергает лыжи ряду нагрузок, которые могут легко повредить даже металлические модели, кажущиеся очень прочными. Но эти проблемы остались в далёких 60-х годах, сейчас таких неожиданностей не происходит. Причём любое предприятие, имеющее нужные мощности, может освоить производство лыж по математической модели — примером является довольно молодая японская фирма Mizun, которая возникла в восьмидесятые годы прошлого века, её продукция популярна даже в Норвегии.
Другая японская фирма в 1989 году явила миру очень необычные лыжи, выполненные их тонколистовой нержавеющей стали. Но в массовое производство они не попали из-за финансовых трудностей компании.
Новейшая история
Были в истории лыж и падения. В 90-х годах у них появился серьёзный конкурент — сноуборд, ставший очень модным из-за драйвовости катания и относительной лёгкости освоения. Дело в том, что для более-менее сносного освоения лыж нужно примерно 5 лет практики, а для сноуборда достаточно года-двух. Но положению помогло появлению карвинговых лыж.
Технику резанного ведения лыж освоили ещё в пятидесятые годы. Она позволяла входить в повороты без торможения. Но такие повороты подвергали полозья серьёзным нагрузкам, которые использовавшиеся до конца XX века материалы просто не выдерживали. Но технологический прогресс дал лыжному спорту новые материалы, на основе которых были разработаны лыжи для резанного ведения, т. е. карвинга.
Заключение
Лыжи существуют более 12 тысячи лет, и только в последние столетия они совершили головокружительный скачок в конструкции и материалах исполнения. И исследования не прекращаются до сих пор, и, возможно, скоро мы увидим новые, принципиально отличающиеся от предшественников, горные лыжи. Их история продолжается…