Устройство планетарной втулки велосипеда и особенности механизма
Велосипедный спорт представляет собой занятие, требующее большого терпения и сноровки. Однако максимальную пользу и удовольствие езда на велосипеде принесёт лишь тогда, когда транспортное средство будет отвечать последним требованиям техники. Сегодня рассмотрим устройство планетарной втулки велосипеда. Разберёмся, чем же она хороша.
Эта деталь является основным элементом приводной системы байка. Она способна качественно осуществлять регулировку скорости во время движения и обеспечивать его равномерность.
Устройство механизма и его особенности
Не все знают, что такое планетарная втулка на велосипед, как работает, какие бывают разновидности такой детали. Будем разбираться.
Принцип действия у такого элемента, как у автомобильной коробки передач. Предназначен он для регулирования скоростных режимов, своевременного их переключения. Состоит устройство:
- из кольцевой шестерёнки — наружная шестерёнка, или эпицикл, имеет внутреннюю зубчатую передачу, которая и обеспечивает прочную сцепку с сателлитами;
- солнечной шестерёнки — она находится в самом центре механизма и выполняет функцию оси заднего колеса;
- водила — это целая группа сателлитов или планетарных шестерёнок, которые прочно зафиксированы на своих осях, взаимодействуют с солнечной шестерёнкой.
Современные планетарные втулки могут иметь до 14 передач скоростей. Максимальное их количество встречается довольно редко и стоит дорого. Наиболее популярны и востребованы варианты с семью или восемью скоростями. Более старые дешёвые механизмы имеют три скоростные передачи.
Определённые версии устройств оснащены задней передачей, которая используется чаще всего на трёхколёсных велосипедах. Удобства при езде в зимнее время добавляет механизм с фиксированной передачей.
Стоит отметить, что все элементы такого устройства помещены в герметичный корпус, защищены от воздействия влаги, пыли и других факторов. Это способствует более длительному использованию механизма без наличия технического обслуживания. При правильной эксплуатации устройство имеет межсервисный пробег в количестве нескольких десятков тысяч километров.
В отличие от классической втулки задняя втулка велосипеда планетарная менее эффективна, имеет более тяжёлый вес. Её нельзя устанавливать на горные велосипеды и транспортные средства, участвующие в соревновательных заездах.
Совместно с такой деталью обычно устанавливается защита цепи велосипеда. Именно она предотвращает загрязнение одежды и увеличивает срок эксплуатации самой цепи.
Плюсы и минусы использования планетарных втулок
Существует множество преимуществ, которые получает велосипед с планетарным механизмом:
- Герметичность детали обеспечивает её долговечность по сравнению с трещотками и кассетами.
- Прочность механизма исключает его случайное повреждение.
- Прямой ход цепи существенно снижает износ ведомой и ведущей звёзд.
- Защита одежды от загрязнения благодаря специальной защите цепи.
- Простота регулировки.
- Передачи можно переключать не только во время движения, что важно при езде по городу во время плотного трафика.
Конечно же, как и любая иная деталь, втулка имеет определённые недостатки:
- Из-за высокой чувствительности шестерёнок и сильного трения, такие детали нельзя использовать на гоночных и горных транспортных средствах.
- Общий вес велосипеда существенно увеличивается, и это становится заметно во время движения.
- При выходе механизма из строя лучшим решением будет замена его новой деталью. Ремонту такие детали не подлежат.
- Стоимость деталей планетарного вида гораздо выше, чем у классических переключателей.
- Эффективность таких устройств снижается до 92% из ста.
- Трудоёмкий процесс снятия и установки заднего колеса.
Планетарная втулка отлично подойдёт для городских, прогулочных и иных вариантов двухколёсных транспортных средств, которые предназначены для комфортной и неторопливой езды.
Что даёт велосипедисту планетарный механизм?
Согласно статистике отзывов велосипедистов, которые имеют опыт езды на байке с планетарной трансмиссией, такое транспортное средство позволяет экономить силы во время движения, быстро переключать скорости, независимо от того, едет байк или стоит. Такое устройство позволяет быстро и динамично осуществлять разгон, редко проходить технический осмотр велосипеда.
Тем, кто любит экспериментировать, можно предложить установку планетарного механизма на уже существующий байк со стационарным переключателем. Модификация не слишком сложна. Важно только, чтобы задний треугольник был выполнен из стали. Тогда его можно будет растянуть до необходимой ширины. А также можно будет отказаться от роллерного тормоза, чтобы уменьшить размер самой втулки с 135 до 126 см.
Если на велосипеде предполагаются неспешные прогулки или поездки по городу, то варианты с планетарной втулкой будут очень даже выигрышные. Особенно новичкам велосипедного спорта будет комфортно и легко справиться с подобным механизмом.