Правильный выбор велосипеда
Одним из самых полезных и увлекательных видов спорта является катание на велосипеде. Но многие, решив приобщиться к велоспорту, не знают, как выбрать велосипед для женщины или мужчины, какому типу модели отдать предпочтение или как подобрать правильный размер.
Типы велосипедов
Выбирая велосипед, необходимо в первую очередь определиться, для каких целей он приобретается. На сегодняшний день имеется широкий выбор моделей, отличающихся друг от друга своим предназначением и конструктивными особенностями.
Городской
Велосипед такого типа предназначен для езды по городу. Он вполне способен заменить автомобиль и общественный транспорт. Эта модель обладает высокой комфортностью и манёвренностью. От горных велосипедов отличается более низкой посадкой, удобным рулём и расположением рамы. Такие модели имеют в наличии вместительный багажник и весьма мягкое седло. Велосипеды подобного типа не имеют широкого скоростного диапазона, так как не предусматривают высокую скорость езды, а также резкие подъёмы и спуски. Все конструктивные особенности этой модели говорят о том, что она рассчитана на езду по ровной асфальтированной дороге.
Горный
Плохое качество российских дорог вынуждает многих любителей велоспорта приобретать велосипеды горного типа. На русском бездорожье, напоминающем порой горный серпантин, эти модели себя чувствуют прекрасно. Имеют широкий диапазон скоростей, что позволяет легко маневрировать как в городе, так и за его пределами. В классическом варианте не имеют заднего подвеса, но есть вилка с передним амортизатором. Горные велосипеды делят на три основных вида:
- Кросс-кантри. Подходит для гонок на выносливость по специально подготовленным трассам. Главной характеристикой для этого типа является качество, поскольку такие параметры, как вес (он должен быть минимальным), размер, высокая жёсткость и хорошее техническое состояние, играет главную роль.
- All-mountain. Горный маунтинбайк предназначен для экстремального внетрассового катания, а также для катания по подготовленным трассам. Имеет передний и задний амортизаторы, усиленную раму и особую навесную конструкцию. Велосипед достаточно лёгкий (13–17 кг) и в то же время весьма крепкий.
- Эндуро. Имеет тяжёлую удлинённую раму, за счёт чего сидение отклонено назад, четырехрычажную подвеску и значительный амортизационный ход. Подобный тип байков способен выдержать колоссальную нагрузку, отлично подходит для сложного внетрассового катания как для мужчины, так и для женщины.
Шоссейный
Прекрасно подходит для езды по ровной асфальтированной дороге. Его вес, размер и простая конструкция предусматривают развитие высокой скорости. Имеет низкий руль, простое седло и большие тонкие колёса. Не подходит для катания по неровным дорогам.
ВМХ-велосипед
Трюковые велосипеды, имеющие оригинальную конструкцию и небольшой размер. Обладают большим запасом прочности и маленьким весом. Поскольку для таких моделей скорость не играет роли, они не имеют передач. Не приспособлены для езды по горным трассам и шоссе.
Гибрид
Своё название получил благодаря смеси характеристик горного и шоссейного велосипедов. Так же как и шоссейный, способен развивать высокую скорость за короткий промежуток времени и в то же время, как и горный, имеет высокую манёвренность. Предназначен как для езды по городу, так и за его пределами. Однако не способен заменить горный велосипед.
Конструктивные особенности
От наличия каких-либо конструктивных особенностей зависит и ценовая категория приобретаемого велосипеда. Поэтому, выбирая для себя спортивное транспортное средство, необходимо понимать, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Число скоростей
От этого параметра зависит силовая нагрузка и изменение скоростного режима. Требуемое количество скоростей зависит от индивидуальных предпочтений, но наиболее надёжными считаются велосипеды, имеющие 6–8 скоростных режимов.
Амортизационная система
От неё зависит устойчивость и комфорт при езде. Выделяют четыре основных вида:
- Rigid (Ригид). Настоящая система предусматривает отсутствие амортизаторов. Применяется в городских, шоссейных и ВМХ-велосипедах. Модели с этой системой отличаются улучшенной устойчивостью.
- HardTail (Хардтейл). Амортизационная вилка с ходом 30–200 мм. Такая система нацелена на обрабатывание мелких дорожных неровностей. Устанавливается на все велосипеды, кроме шоссейных и ВМХ.
- FullSuspension (Двухподвес). Имеет передние и задние амортизаторы, способствующие комфортному управлению. Эта система устанавливается на горные модели и модели, переназначенные для экстрима.
- SoftTail (Софттейл). Подобная система устанавливается на модели экзотического вида. Представляет собой специальную заднюю систему подвеса в сочетании со стандартной вилкой. Способствует гашению ударов и вибраций.
Колёса
Важным критерием при покупке велосипеда является размер и ширина колеса. Чем больший размер имеют колёса, тем большую скорость можно развить, при этом затрачивая меньшее количество энергии. Однако нужно помнить, что такие модели не подойдут для езды по бездорожью. Для катания вне трасс следует отдать предпочтение широким колёсам с высокими шипами.
Также следует понимать, что передние и задние колёса получают разную нагрузку во время езды, поэтому и шины на них должны быть разные.
Седло
От седла зависит комфортность езды. Для езды по ровной дороге следует выбирать длинные и широкие сёдла, для экстрима и гонок — узкие и жёсткие. Для удобства катания седло необходимо тщательно отрегулировать под индивидуальные особенности тела ездока.
Рама
Основная задача производителей — снизить вес и размер изделия, при этом сохранив его прочность. Поэтому основная масса велосипедных рам изготавливается из алюминиевых или стальных сплавов. Для непрофессиональных ездоков, чьё транспортное средство не подвергается высоким нагрузкам, этот вариант является идеальным.
Рамы моделей, предназначенных для профессионального занятия спортом, изготавливают из титановых и скандиевых сплавов или карбона. Такие изделия стоят дороже, но и обладают более высокой прочностью.
Тормоза
К выбору тормозной системы следует подходить весьма ответственно. В большинстве непрофессиональных моделей используется стандартный принцип торможения, при котором замедление происходит во время прижима накладок к ободу колеса. Однако вязкий грунт или искривление обода могут доставить массу хлопот при торможении. Эта система хороша только в том случае, если велосипед используется в городских условиях. Для условий бездорожья используют дисковую либо гидравлическую систему торможения. У них высокая эффективность, но и стоят они намного дороже.
Ростовка
Для тех, кто не знает, как выбрать велосипед по росту, существует универсальная таблица, по которой можно подобрать размер транспортного средства. Используя эту таблицу, размер изделия смогут подобрать для себя как мужчины, так и женщины. Но при покупке велосипеда следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя, где нужный размер определяется по конкретной модели.
Поскольку велосипед приобретается на достаточно длительный срок, особое внимание следует уделить его качеству. Не следует отдавать предпочтение недорогим моделям, изготовленным из дешёвых запчастей. Выбирая проверенных производителей, можно быть уверенным, что двухколёсный друг прослужит долгое время.