Знакомимся со сноуборд-кроссом
Для начала можно привести сухое определение, которое даст общее понятие о том, чем же является сноуборд-кросс. Это некоторая разновидность спорта, в котором обязательно используется сноуборд. Спортсмену предлагается преодолеть спуск, на котором располагаются различного рода препятствия. Это могут быть валы, трамплины, повороты, валики и прочие элементы. Количество этих препятствий и их расположение определяется организаторами спортивного мероприятия.
В состав зимних Олимпийских игр борд-кросс был включён только в 2006 году. Борд-кросс предполагает выполнение обязательного условия, которое заключается в развитии спортсменом максимальной скорости на конечном участке дистанции. Это общие понятия про бордер-кросс, но есть ещё много деталей, нюансов и довольно интересных моментов, о которых мы просто обязаны упомянуть.
Особенности борд-кросса
Есть у этого вида спорта некоторые особенности, которые делают его уникальным. Вам будет интересно узнать о некоторых из них.
Отбор спортсменов
Сложным и тщательным является отбор претендентов на участие в этом виде спорта. Нужно пройти несколько квалификационных заездов, после которых следуют переходы в финал.
Сноуборд-кросс не предусматривает одиночных спусков, на трассе должно присутствовать минимум 4, максимум 5 спортсменов. Исключение составляют только квалификационные отборы. Их смысл заключается в скоростном спуске, который может быть однократным или двукратным. Согласно полученным результатам в финальных группах распределяются места. Первое место занимает спортсмен с лучшим показателем квалификации.
Следующим этапом последует финал. Количество участников может подбираться двумя способами:
- для участия в финале 6 спортсменов потребуется подобрать 48 мужчин и 24 женщины;
- для участия в финале 4 человек потребуется подобрать 32 мужчин и 16 женщин.
Первая половина спортсменов из каждого финала с наивысшими результатами переходит в следующий круг.
Требования к трассе
На трассе должен присутствовать перепад высоты от 100 до 240 метров. Ширина не может быть меньше 30 метров, а допустимый уровень уклона находится в районе 15–18 градусов. Ранее уже упоминалось обязательное наличие преград и фигур. Право на их расположение по трассе и определение количества каждого из препятствий принадлежит организатору. В этом вопросе необходимо руководствоваться двумя принципами:
- чем больше препятствий, тем лучше;
- скорость спортсмена должна постоянно увеличиваться.
История зарождения
А начинался бордер-кросс с телевизионной шоу-программы, для которой был специально придуман в 1991 году. Его авторами были лыжник Стив Речтшаффнер и оператор Грег Стамп. Постепенно из развлечения бордер-кросс перерос в отдельный вид спорта, который даже был включён в Олимпиаду. Также проводится официальный мировой чемпионат под эгидой ISF.
Первые трассы отличались сложностью, поэтому многие спортсмены падали, в результате чего получали травмы. Несмотря на такие жестокие особенности, борд-кросс пользовался популярностью среди опытных райдеров с различными стилями катания, новичков и даже профессионалов, которые успели завоевать благосклонность миллионов. Возле старта всегда толпились желающие продемонстрировать свои умения и потягаться силами с другими райдерами. Некоторые желающие преодолеть спуск даже не удосуживались пройти квалификацию — главное, выйти на старт.
Ещё более привлекательным бордер-кросс был за счёт отсутствия сложной системы оценивания и отсчёта времени. Это позволяло спортсменам работать над своим стилем, чего не наблюдалось в других видах спорта, например, в слаломе.
Задатки телевизионного шоу давали о себе знать — сноуборд-кросс и сейчас остаётся одним из идеальных видов соревнований для передачи на телеэкраны. Зритель приходит в восторг от высоких прыжков, волнительных падений, фееричных спортсменов в полном обмундировании.
Проще не значит легко и безопасно
Прошло некоторое время и бордер-кросс стал не таким травмоопасным: трассы упростились, а фактор везения стал менее важным. Важную роль в становлении бордер-кросса сыграли Кокени Кросс и бордеркросс-тур мирового уровня Swatch. На этих спортивных мероприятиях были реализованы новые правила создания трассы, а спортсменам пришлось смириться с правилом, которое запрещало умышленные контакты между соревнующимися.
Такие изменения принесли свои плоды: заезды приобрели более спортивный вид (элемент везения хоть и сократился существенно, но всё же некоторое влияние оказывал на спортсменов). Безопасность современных спусков не делает их более лёгкими. Даже опытные райдеры падают на препятствия, приземляются на наледях, вылетают за бруствер во время прохождения крутых поворотов. Риск будет присутствовать всегда, и по большей степени он воплощается в плоских приземлениях, которых опасается любой райдер.
Сноуборд-кросс скрывает в себе ещё один вид опасности, воплощающийся в новых неопытных участниках, которые в процессе обучения искусству владения доской создают небезопасные ситуации. Для минимизации рисков травмирования других участников организаторы соревнований проводят квалификационные заезды перед основными. Потенциальные участники выходят на трассу по одному и демонстрируют свои способности. К основной трассе допускаются лучшие.
Вот вы и познакомились с ещё одним видом спорта, который может называться по-разному: борд-кросс или сноуборд-кросс. Суть от этого не меняется — в этом спорте могут участвовать все, начиная от новичков и заканчивая великими спортсменами.