Экстрим и велосипед — новый вид спорта?
Приходилось ли вам наблюдать за людьми, которые вытворяют на своих велосипедах удивительные вещи? Скорее всего, да, поскольку велоэкстрим становится необычайно популярным для спортсменов и пассивных зрителей. Несмотря на востребованность такого спорта и повышенный интерес к нему, информацию найти сложно, её мало, а площадок для обучения и тренировок ещё меньше.
Что нужно для велоэкстрима
Занятие велоэкстримом — занятие важное, сложное и ответственное. Нужно тщательно взвесить все за и против, ещё раз всё обдумать и только после этого можно приступать к подготовительным работам. Для занятий велоэкстримом не потребуется много, достаточно всего два элемента: горный велосипед и качественная защита.
Горный велосипед — без него никуда, и покупаться он должен в первую очередь. Первая попавшаяся модель, которая приглянулась вам по своему дизайну или красивому описанию, не подойдёт. Велосипеды для экстремального катания должны обладать очень прочной рамой, которая вместе с этим будет лёгкой. Дорожные велосипеды для этих целей категорически не подходят. У них низкая прочность, неудачная конструкция рамы, они много весят, имеют слабые ободы, да ещё и протектор резины не подходит.
Хороший горный велосипед — хардтейл, или hardtail. Такой агрегат имеет классическую конструкцию, жёсткую раму, в нём отсутствует задняя подвеска, а вилка обладает амортизационными свойствами. Такие велосипеды считаются универсальными. Но и другие варианты также не стоит отсеивать, только при выборе стоит обязательно обращать внимание на его характеристики. Хорошие велосипеды, которые можно смело использовать для велоэкстрима, не могут стоить меньше 12 тыс. рублей. Лучше сразу купить хороший горный агрегат, который станет верным помощником на долгие годы.
После покупки транспорта необходимо сразу выбирать защитные элементы экипировки велосипедиста. Особого внимания заслуживает шлем, который должен закрывать лицо, иметь выдвигающуюся «челюсть», быть прочным и качественным. Хорошо себя зарекомендовал в кругу специалистов фуллфейс, или fullface. Эта модель соответствует всем заявленным требованиям.
Опасность и травмы — как этого избежать
Экстрим всегда сопровождается травматизмом и возникновением опасных ситуаций, которые служат не только источником адреналина, но и могут даже привести к летальным исходам. Велоэкстрим, к большому сожалению, не составляет здесь исключения и наглядно демонстрирует насколько опасным может быть занятие экстремальными видами спорта.
Травмы можно считать некоторой платой за возможность получать адреналин в больших порциях. А можно подойти с умом к тренировкам и дальнейшим занятиям, обезопасить себя и всегда помнить о возможных последствиях. Тогда горный велосипед станет источником удовольствия, а не причиной вашей неработоспособности или инвалидности. В большинстве несчастных случаев виновниками становятся не обстоятельства, а ошибки, халатность и невнимательность самого спортсмена. Следующие несколько правил позволят снизить вероятность травматизма:
- Защита обязательна не только для новичков, но и для опытных велосипедистов. Но для новичков особенно важно защитить своё тело от травм. Выбирать индивидуальные средства защиты не стоит по принципу «чем дороже, тем лучше». Защита должна быть прочной, удобной, комфортной, не сковывать движений и не мешать тренировкам.
- Умению правильно падать необходимо обязательно учиться. Можно при небольшом, но неумелом падении заработать серьёзную травму, которая заставит надолго отказаться от спорта. А можно упасть сильно, но правильно и при этом отделаться небольшим ушибом или царапинами. Так что сначала учимся падать и только потом идём осваивать велоэкстрим.
- Отпустить велосипед нужно вовремя. Это правило в большей степени затрагивает психологические аспекты. Сложно научиться отпускать велосипед и падать отдельно от него, поскольку на подсознательном уровне человек пытается во время падения, наоборот, ухватиться за что-нибудь, но никак не отпускать.
- Учимся падать на ноги. В этом умении стоит поучиться у кошек, у которых такое умение заложено на подсознательном уровне. Ну и нам с вами придётся этому научиться.
- Правильное лечение полученных травм обеспечит их быстрое заживление и позволит избежать более серьёзных последствий.
- Сложность трюков должна возрастать постепенно и только после того, как выполнение более лёгкого упражнения будет доведено до идеала.
Трюки из велоэкстрима
Подавляющая часть трюков, для которых используется горный велосипед, были придуманы в США и в Европе. Наши спортсмены, конечно, также изобретают новые движения, трюки и целые комбинации, но в большинстве используются иностранные идеи.
Велоэкстрим — это исконно уличный вид спорта, который требует наличия дополнительных «уличных» элементов. В ход идут бордюры, перила и лестница, скамейки, стены зданий, парапеты — одним словом, всё что может быть использовано для выполнения трюка. А что ещё приходится делать, если оборудованием специальных площадок никто не занимается? Каждый выкручивается как может.
Трюков существует очень много и никто не возьмётся называть точную цифру, поскольку постоянно появляется что-то новое, более сложное и совершенное. Но несколько распространённых, даже базовых элементов назвать можно.
- Банни-хоп в профессиональных кругах часто называют прыжком кролика. Смысл этого трюка заключается в том, что необходимо выдернуть переднее колесо, перенести на него центр тяжести, а задними ногами поднять заднее колесо. С этого трюка всегда начинается освоение науки велоэкстрима.
- Ноуфут, или no foot, заключается в убирании двух ног одновременно в тот момент, когда горный велосипед летит над землёй.
- Двухпролётка, или stair gap, начинается с банни-хопа и требует большой скорости. Велосипеды в этом трюке пролетают через плоскость и приземляются на второй пролёт лестницы, обязательно на ступеньки.
- Мануал заключается в использовании только одного колеса во время движения. Баланс необходимо удерживать без тормоза.
- Банни-хоп на мануал заключается в выполнении высокого прыжка через препятствие «в свече». Это значит, что переднее колесо находится выше, чем заднее, а после совершения приземления движение продолжается в технике «мануал».
- Банни-хоп в сёрф требует выполнения высокого «прыжка кролика» с препятствием. Велосипеды при таком трюке сильно закладываются на переднюю часть и немного притормаживают. Проблемы с балансировкой ложатся полностью на велосипедиста.
- Фуфану, или fufanu, — это прыжок задним колесом на грань, при котором требуется хорошо удерживать равновесие.
Велоэкстрим — опасный спорт, это и так понятно каждому из нас. К его осваиванию нужно подходить очень серьёзно и ответственно, не забывая про защиту и меры предосторожности.