Правильное переключение скоростей на велосипеде
Практически все современные велосипеды оснащены большим количеством скоростей. Бытует мнение: чем больший диапазон скоростей имеет велосипед, тем он лучше. Всё это, конечно, так, но для тех, кто впервые сел на скоростной байк и не знает, как правильно переключать передачи на велосипеде, эта функция бывает бесполезна. Чтобы оценить все преимущества этой функции по достоинству, нужно понять, что это вообще такое, и усвоить основные правила.
Определение числа передач
Число передач определяет количество звёздочек на переднем и заднем колёсах. Определить число скоростей на своём байке не составит труда. Нужно посчитать количество звёздочек на переднем колесе (в основном их бывает от одной до трёх), а затем сосчитать их на заднем (как правило, их больше, чем на переднем). Посчитанные цифры между собой перемножить. Полученное число и есть количество скоростей, заложенных в велосипед.
Принцип работы
Основная масса моделей, выпускаемых сегодня, оснащается двумя переключателями — передним и задним. Переход с одной скорости на другую осуществляется через манетки, находящиеся на руле. Левая отвечает за передний переключатель, правая — за задний. Принцип работы переднего переключателя отличается от работы заднего. Передний только двигает цепь с одной звезды на другую. Основная функция заднего — регулировка натяжения цепи, длина которой меняется при переходе с одной звезды на другую.
Для чего это нужно
Прежде чем узнавать, как правильно переключать скорости на велосипеде, необходимо понять, для каких целей это вообще используется. Дело в том, что изменение скорости позволяет менять темп передвижения байка, подстраивая его под конкретные условия дороги. При этом силы велосипедиста должны расходоваться оптимально.
В тех случаях, когда вращение педалей начинает требовать приложения большей силы, передачу стоит понизить, если же, наоборот, педали не требуют никаких дополнительных усилий — повысить. Вместе с тем обязательно должна сохраняться нагрузка на ноги, иначе силы будут тратиться впустую и велосипедист будет быстро уставать.
Основные правила
Новичкам следует усвоить ряд простых правил, направленных на верное использование возможностей изменения трансмиссии при движении:
- Низкая передача на старте. Наибольшие усилия на педали велосипедист прилагает именно на старте. Чтобы облегчить старт и легко набрать разгон, следует отдать предпочтение самой низкой трансмиссии.
- Постепенное изменение скорости. Хорошо набранная скорость и лёгкость вращения педалей говорит о том, что используемая передача становится малоэффективной. В этот момент следует перейти на следующую ступень трансмиссии и продолжать движение.
- Занижение оборотов. Занижать частоту вращения рекомендуется при подъёме на возвышенности. Это, конечно, существенно снизит скорость, но позволит продолжать равномерное движение без особых усилий.
- Повышение оборотов вращения. Повышать передачу до максимальной следует только на ровной дороге. Это позволит ускоряться с постоянной скоростью и развить её до максимальной. Следует помнить, что, двигаясь на высокой скорости, очень легко потерять управление и в итоге получить травму. Делать это нужно только в том случае, когда есть полная уверенность в своих силах и навыке вождения.
- Не допускать «перекрещивания» цепи. Не рекомендуется использовать сочетание самых больших передней и задней звёздочек, а также не сочетать самые маленькие. Иначе это приведёт к быстрому износу цепи и её поломке.
- Изменять параметры скорости следует только во время движения. При переключении скоростей цепь должна быть натянута до предела. Если это проигнорировать, цепь может не зацепиться за звёздочки и слететь с них.
- Переключение скорости должно проходить равномерно. Переключение сразу нескольких передач недопустимо. Нужно дождаться перехода цепи на следующую звезду, а затем продолжить переключение.
Рекомендации к сочетанию передач
Чтобы понять, как правильно сочетать передачи, необходимо в первую очередь разобраться в их нумерации. В байках, на сегодняшний день выпускаемых производителями, передняя трансмиссия имеет стандартный набор, включающий в себя три звёздочки. За первую передачу (или низшую) отвечает самая маленькая по размеру звёздочка, за вторую — средняя, а самая большая звёздочка относится к третьей. В отношении звёздочек на заднем колесе работает другая система нумерации: самая большая соответствует низшей (первой) передаче, а наименьшая — самой высокой.
Первая
Первая передняя трансмиссия рассчитана на езду по болотистой местности, песку и грязи. Диапазон задней трансмиссии должен составлять при этом от одного до пяти (в зависимости от возможностей, заложенных в велосипед, эта цифра может доходить до семи).
Вторая
Для езды по поверхности, имеющей слабый рельеф, некачественному дорожному покрытию или грунтовой дороге рекомендуется использовать среднюю переднюю трансмиссию. Задняя же должна находиться в диапазоне от 2 до 6 (или 8, если позволяют возможности байка).
Третья
Третья трансмиссия подходит для езды по качественному асфальту, который позволяет развить высокую скорость. Задняя — не меньше четвёртой.
Для новичков освоение основ перехода с одной скорости на другую кажется сложным. Однако постоянная тренировка доведёт в итоге это всё до автоматизма и позволит в полной мере насладиться всеми преимуществами настоящей функции.