Бывает ли велосипед без цепи?
Как бы ни менялся велосипед со временем, но в нём всегда присутствует набор стандартных элементов, например, цепь. Действительно, будет сложно представить такой вид транспорта и без цепи. А как вам то, что более ста лет назад массово выпускался велосипед с карданом, активно использовался и мало у кого вызывал нарекания. Похоже, что это забытое чудо техники возвращается из забытья, только в несколько ином исполнении.
Экскурс в историю
Как бы сложно ни было поверить, но карданный велосипед был изобретён давно. Их массовое производство приходилось на 1910 год. Лидерство и первенство в производстве такого двухколёсного средства для передвижения занимала американская компания Pierce Arrow Automobile.
Двухколёсные средства для передвижения с карданным приводом не только служили средством для передвижения, но также использовались для участия в международных соревнованиях. На некоторых из них первые места были отданы участникам, которые использовали модели именно такого типа. В то далёкое время цепные модели были не такими популярными, как карданные.
Не только американцы занимались выпуском подобного транспорта. На территории Европы было основано несколько производственных объектов, Германия в годы Второй мировой войны активно использовала велотранспорт именно с таким приводом. В Россию мода на такую технику пришла в начале века.
Устройство карданного велосипеда
Цепь и звёздочки — привычные для нас элементы любого велосипеда — в карданном велосипеде заменяются на вал, подобный автомобильному. Главные его преимущества заключаются в цельной конструкции и отсутствии гибких элементов, которые могли бы быстро выходить из строя.
Использование конструкции, состоящей из цельной трубки и штыря, придаёт общей конструкции жёсткости, точности и делает её несклонной к растягиванию. Каждое движение велосипедиста быстро и чётко передаётся на заднее колесо. Но если бы всё было так радужно, то велосипеды с карданным приводом использовались по сей день, а необходимость в разработке альтернативного механизма в виде цепи напрочь отсутствовала. Есть смысл более детально рассмотреть преимущества и недостатки карданного механизма, чтобы картина была полной и больше не возникало вопросов на эту тему.
Преимущества
- Отсутствие звёздочки и масляной цепи.
- Высокая надёжность, которая обеспечивается малым количеством элементов, находящихся в движении.
- Долговечность, о которой свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени модели карданных велосипедов, выпущенные ещё в 1939 году.
- Недорогое обслуживание, которое требуется крайне редко.
- Большой клиренс, если он существует в велосипедной тематике (будем считать расстояние от рамы до земли).
Недостатки
- Большой вес карданного велосипеда (по сравнению с обычным разница может доходить до 3 кг).
- Сложность устранения поломки и необходимость обращения к специалистам, которых существует не так много, как хотелось бы.
- Небольшое количество передач, которое не превышает 8 (у цепного передач может быть более 20).
- Высокая стоимость.
- Сложность покупки из-за низкой представленности и небольших объёмов производства.
- Ограниченность области использования (город и местности, где большое количество передач не используется).
Карданные велосипеды получили вторую жизнь, их популярность возрастает, функционал расширяется, они становятся более надёжными, не такими дорогими и тяжёлыми. Если обычный велосипед придётся менять спустя несколько сезонов, то модель с карданом прослужит несколько десятилетий.
Где кардан-то, чет не увидел? Коническую передачу вижу.