Находки подводных археологов — интересно, опасно, увлекательно
Моря и океаны под толщей воды хранят много секретов. Некоторые из них уже найдены и разгаданы, но большая часть пока остаётся неизведанной. Подводная археология хоть и имеет общие черты с проведением наземных раскопок, но всё же является более сложной и зависящей от многих внешних факторов.
Особенности проведения подводных раскопок
Подводный археолог вынужден осуществлять раскопки в чрезвычайно сложных и опасных условиях. В первую очередь это касается климата и условий внешней среды. Напомним, что вода — это агрессивная среда для человека, пребывание в которой длительное время без специального оборудования несовместимо с жизнью. Нередко случаются такие ситуации, при которых человеку приходится работать на пределе своих возможностей и функциональных навыков.
Чтобы достать сокровища, которые скрываются под водой, часто приходится выполнять сложные погружения. Особенно если приходится работать в море. С пресными водоёмами ситуация складывается немного лучше. И работать здесь легче, и артефакты сохраняются лучше, главным образом от рук человека, который является наиболее разрушительным фактором.
Подводная археология является не менее значимой, чем её наземная сестра. Доказательством этому служат исторические объекты, которые были обнаружены под водой. Их значимость для человечества ничуть не меньше, чем тех открытий, которые были сделаны на суше.
Находки подводных археологов
За всю историю существования подводной археологии удивительные вещи удалось поднять на сушу. В первую очередь это древние корабли и содержимое их трюмов, целые города, порта и отдельные поселения. Но обо всём по порядку.
Остатки древних кораблей
Самой большой ценностью обладают останки древних кораблей и торговых судов. Некоторые из них относятся к античному периоду, другие имеют отношение к Средним векам. И даже те объекты, которые сохранились с Нового и Новейшего времени, представляют огромную ценность для археологов. За счёт того, что кораблекрушения случались довольно часто, то даже сейчас на дне морей и океанов покоится много древних кораблей, которые ещё предстоит найти. Ну а пока ознакомимся с теми находками, которые уже посчастливилось открыть.
Возле Туниса в далёком 1907 году греческие ловцы губок наткнулись на останки судна, которое ушло под воду ещё в I веке до нашей эры. На протяжении пяти лет опытные водолазы занимались подъёмом артефактов, которые покоились на месте крушения корабля. Эти находки представляли собой великолепные произведения искусства древнегреческих мастеров. Подводная археология всегда проявляла большой интерес к Средиземному морю, поэтому экспедиции здесь проводились постоянно.
На том же месте, где был обнаружен древний корабль, в 1948 году начал проводить свои подводные исследования Жак-Ив Кусто совместно с Филиппом Диоле. Именно эти два великих человека впервые использовали акваланг. Им удалось найти нечто большее, чем обломки древних кораблей. Вблизи Махдии были найдены капители, колонны для храмов и даже остатки скульптур. Особую ценность имела статуя бога любви Эрота, вылитая из бронзы. В высоту она достигала 1,25 метра. Все находки, которые привезла эта экспедиция, занимают пять залов Национального музея в городе Бардо в Тунисе.
Нино Ламболья в 1950 году вблизи города Альбенги на Лигурийском побережье обнаружил останки древнеримского корабля. В его трюмах располагалось более 1700 амфор, в которых хранилось зерно, масло, вино. Кроме амфор, на этом судне также перевозилась посуда, шток из свинца и много другой утвари. В ходе реконструкции было определено, что корабль относится к 70-м годам ещё до н. э.
Подводная археология сильно продвинулась вперёд после открытия, которое принадлежит Жаку-Иву Кусто. Начиная с 1952 года и на протяжении 8 лет экспедиция под его руководством исследовала водное пространство недалеко от Марселя возле горы Гран-Конглуэ, которая выступает прямо из моря. Их внимание было сосредоточено на судне, которое неплохо сохранилось. Этот корабль мог поднимать 110 тонн.
Из всех кораблей, которые были найдены до этого времени, самый древний был найден возле мыса Гелидония на турецком побережье. На протяжении двух лет здесь работала экспедиция, которая исследовала останки судна, перевозившего металлические слитки и бронзовые предметы. Согласно полученным данным этот корабль пошёл на дно в районе XIII века до н. э., когда следовал на Кипр. Сразу два корабля были найдены на сицилийском побережье, возле Марзамеми. Эти два корабля перевозили строительные материалы, один затонул в 500 году н. э., а другой потерпел неудачу в I веке уже нашей эры.
Подводная археология сделала большой шаг вперёд, когда Трокмортон со своей экспедицией нашёл два корабля возле Яссы-Ада (остров на турецком побережье). При помощи современных технологий было точно определено расположение всех артефактов внутри кораблей. На основе этой информации внутренняя конструкция кораблей была максимально полно воссоздана.
Описать в одной статье все находки, которые были обнаружены подводными археологами, достаточно сложно. Только на счету великого исследователя Жака-Ива Кусто имеется не один десяток найденных кораблей. Американские исследователи также находили древние корабли.
Ближе к концу 1990 годов возле Хорватии был обнаружен корабль, который относится к римской эпохе. На его борту находились элементы античного искусства. Не менее удивительная находка была обнаружена в Средиземном море возле Тулона. Здесь удивительным образом сохранилось 70 амфор, которые не имели повреждений. Исследователи надеялись отыскать небольшой корабль, но их находка превосходила все ожидания. Найденные амфоры исчислялись не десятками, а сотнями. Они были сложены в несколько слоёв, что позволило высчитать примерную высоту этого корабля — 1,6 метра.
Интерес представляли не только сами амфоры, но и порядок, в котором они находились. Для обеспечения сохранности такого хрупкого груза амфоры связывались в группы по несколько штук, обвязывались виноградными побегами и канатом. Кроме амфор, удалось найти вазы и чаши из керамики, посуду для благовоний и некоторые другие, не менее интересные предметы.
Каждое новое судно тщательно исследовалось историками, а также учёными, которые занимаются изучением развития искусства кораблестроения, вопросами мореплавания и ведения морской торговли, становлением международных отношений.
Древние города
Не только затонувшие корабли представляют интерес для подводных археологов. Под водой скрываются целые города и отдельные поселения. Изменения, которые происходили с нашей планетой, приводили к смещению тектонических пластов, вулканическим извержениям и сильнейшим землетрясениям. В результате таких катаклизмов уровень воды в мировом океане повышался, а значит, целые города оказывались затопленными.
В 1910 году возле Александрии (город в Египте) под водой был найден большой каменный мол, вернее то, что от него осталось. Этот объект принадлежал древнему порту, размеры которого превышали все существующие современные аналогичные сооружения.
Благодаря Филиппу Диоле, французскому археологу, специализирующемуся на подводных исследованиях, было найдено место постройки крупного средиземноморского порта — творение рук римского народа. Сейчас здесь располагается город Шершель на территории Алжира.
Вторая половина 50-х годов ХХ века обозначилась в истории развития подводной археологии благодаря исследованиям, которые проходили под руководством Николаса Флеминга. Его внимание было нацелено на затопленный морской порт, который являлся собственностью греческой колонии Аполлонии (Ливия). В основе его строительства лежали финикийские наработки. В состав древнего порта входили две гавани, но для обслуживания кораблей использовалась только одна из них, а вторая служила защитой от возможных нападений.
Удивительная находка попалась сборной команде опытных археологов из Англии и Голландии. Около 50 лет назад эта команда специалистов обустроилась на восточной части Адриатики. А если быть точнее, на территории залива Брено, недалеко от города Цавтат. Именно в этом месте были раскопаны останки древнего города Греции Эпидавра Иллирийского. Вода не полностью поглотила этот город, часть осталась на суше и также была найдена исследователями. На том месте, где сейчас находится центр залива, раньше была городская гавань и торговый центр. От этого места дороги расходились в разные стороны. Эпидавр оказался под водой по причине неожиданного опускания суши. Это событие датируется 365 годом н. э.
Большое впечатление на общественность оказали подводные исследования в водах Средиземного моря невдалеке от Александрии. Исследования в этом районе начались в 1961 году и всё ещё не завершены. Здесь было сделано много открытий, среди которых выделяется статуя богини Исиды. Её вес превышает отметку в 25 тонн. В 1994 году исследуемый участок был существенно расширен, теперь исследователи проводили свои работы на 22 кв. км. До сегодняшнего времени археологами были изучены 2,5 тысячи блоков, которые ранее являлись частью монументов, строений и предметов архитектуры. Археологам удалось найти 12 фрагментов, которые в общей сложности весят 70 тонн. Эти элементы были частью Фаросского маяка, который располагался на входе в Александрийский порт. Его высота составляла 110 метров, а на самом верху возвышалась статуя Посейдона. Здесь же были найдены останки нескольких статуй Птолемея и 26 скульптур сфинксов. Все они создавались не в одно время, об этом свидетельствуют разные техники изготовления.
Северная часть Причерноморья также хранит немало тайн древности. В водах Бугского лимана подводные археологи нашли останки стен, которые защищали город от наступления врагов, целых строительных комплексов и некоторых портовых сооружений. Возле Херсонеса Таврического (Карантинная бухта) был найден древний пирс и ряд оборонительных сооружений.
Таманский залив также хранит немало секретов: археологические памятники, архитектурные объекты, колодцы и водосборники. Во время исследования Фанагории (столица Азиатского Боспора) были обнаружены мраморные плиты, которые остались от храма Афродиты, известного на весь мир. В районе Керченского пролива находятся останки городов Древней Греции Корокондамы и Акры.
Исследования дна Мирового океана продолжаются и до этого времени. Подводные археологи то и дело находят останки кораблей и их содержимого, городов, статуй и прочих объектов, возраст которых исчисляется тысячелетиями.