Снятие педали велосипеда своими руками
Как известно, велосипед приводится в движение при помощи педалей. Из-за большой физической нагрузки и различных погодных условий, в которых проходят поездки, они могут выйти из строя, несмотря на свою долговечность. И если в этой части транспортного средства возникли люфты, вы начали слышать хруст, стук либо треск, исходящий от этого несложного механизма — то вам пригодится знание того, как снять педали с велосипеда. Ведь пришло время их раскрутить, снять и привести в порядок.
Конструкция
Прежде чем приступить непосредственно к разборке, нужно понять их конструкцию и то, какие инструменты понадобятся для работы.
Стоит понимать, что педали — это часть непростой конструкции, состоящей из различных звёздочек, шатунов, велосипедной каретки и непосредственно узла педального механизма: оси, платформы, подшипников и разной фурнитуры. Пройдёмся по каждой составляющей этого узла:
- Основой для всей конструкции является ось, металлический штырёк, который вкручивается непосредственно в шатун.
- Место, на которое помещается подошва вашей ноги, — платформа.
- Ось и платформу соединяет подшипник.
- Фурнитуру составляет комплект гаек и болтов, которые держат все части педали.
Также существует деление платформы на 2 основных типа. Первый — это самая обычная педаль. Второй тип — контактный, конструкция его предусматривает специальный шип, который крепится к подошве обуви. Есть ещё и комбинированный тип, чей демонтаж проходит так же, как и снятие контактных педалей.
Какие материалы и инструменты понадобятся
Теперь давайте разберёмся с тем, какие материалы и инструмент понадобятся:
- Небольшой разводной ключ. Габаритные его версии нежелательны, потому как будут сложности добраться до гайки.
- Рожковый ключ. Для большинства велосипедов подходит ключ на 15 (но не для всех).
- Под нестандартные гайки или в комплектах производителя поставляются ключи для педалей. Один такой ключ вам пригодится.
- Отвёртка.
- Если имеется велосипедный набор — время сбить с него пыль.
- Для того чтобы удержать ось при повороте в сторону, вам пригодится съёмник.
- Комплект тряпочек или любой ветоши.
- Водостойкая смазка, ведь без неё никуда.
- Растворитель или керосин понадобятся для прочистки от грязи.
Процесс разборки педалей
Всё начинается с осмотра и диагностики. Вот перечень действий и методов устранения проблем:
- Осмотрите конструкцию на наличие трещин и повреждений.
- Особого внимания стоит место, в котором к шатунам крепится ось педали. Оно может ослабнуть по прошествии времени, или туда может попасть грязь. Лучше всего проводить профилактику этого узла — снимать время от времени и протирать ось с шатуном. Не забывайте смазывать.
- Проведите проверку на люфты — удерживая ось педали неподвижно, попробуйте подвигать платформу в разные стороны. Если люфт есть, то исправить его очень легко — нужно всего лишь подтянуть контргайку под заглушкой.
Но если есть люфты и педаль крутится очень туго — то не поленитесь перебрать её полностью, много времени это у вас не отнимет:
- Начать нужно со снятия оси с шатуна. Открутить её с помощью разводного ключа труда не составит, так как она обычно имеет несколько граней. Резьба на педалях разная, но сложностей с ней не возникнет. Правая откручивается против часовой стрелки, а левая — наоборот.
- В торце вы найдёте заглушку. Её нужно снять отвёрткой.
- Придерживая ось в неподвижном состоянии съёмником, открутить контргайку.
- Снимите стопорную гайку.
- Открутите конус.
- Очень аккуратно извлеките подшипники — шарики могут покатиться во все стороны.
- Теперь можно снять платформу с оси. Всё!
После того как перед вами окажется небольшая кучка составных компонентов педали, нужно вооружиться тряпкой и хорошенько всё протереть от пыли и грязи. Если под рукой есть керосин — задача лишь упростится. Проверьте шарики — они обязаны быть одинакового размера и формы. Далее, нужно всё смазать, используя водостойкую смазку, и собрать всё воедино в обратном порядке. Если что-то пришло в негодность — нужно заменить на новое.
Как разобрать контактную педаль
Конструкция контактной педали чуть сложнее, чем у обычной, что приводит к более тугому её ходу. Сама по себе конструкция надёжна, частой переборки она не требует.
Для примера возьмём довольно часто встречающиеся педали Shimano M520, и на их примере рассмотрим процесс разборки. Вам понадобятся:
- спецсъёмник Shimano TL-PD40 (если его нет, то его можно заменить жёстким хомутом);
- ключи на 7 (контргайка), 10 (конусы) и 15.
А сами действия при разборке следующие:
- Надеваем съёмник на специальное место в основании платформы и начинаем откручивать.
- Открутив, можно вынуть ось педали из её корпуса.
- Далее, нужно открутить контргайку, выполняющую роль стопора конструкции, придерживая ось ключом или тисками.
- Вынимаем все части педали. Тут тоже важно не растерять очень мелкие шарики подшипников — их по 12 штук с каждой стороны.
Всё, контактная педаль разобрана. Теперь нужно протереть её, тщательно смазать, при надобности заменить изношенные части и собрать в обратном порядке. Следите за тем, чтобы все гайки были хорошо затянуты — это предотвратит люфт. Конечной операцией можно считать очистку лишней смазки после зажима гаек.
Несколько слов в заключение
Лучше не дотягивать до того момента, когда педаль начнёт барахлить и осложнять езду. Осматривайте эту конструкцию, следите за ней и не допускайте избыточного загрязнения, и педали не подведут вас в очередной велопрогулке.