Техобслуживание велосипеда своими руками
Регулярное техническое обслуживание велосипеда является прямой обязанностью его владельца. Ведь без периодического приведения в должный вид велосипед не сможет прослужить долго, он нуждается в диагностике и ремонте. Но начинающий велосипедист редко знает обо всех тонкостях обслуживания своими руками и, чтобы их постигнуть, ему не помешает воспользоваться нашими советами.
Подходы к выполнению техобслуживания
Ремонт проводится одним из двух существующих методов, что используются для любой техники:
- Плановый ремонт, чтобы предупредить поломку заранее. Суть в периодической переборке всего велосипеда, смазке и замене изношенных частей.
- Наработка на отказ или, иными словами, замена деталей только по факту поломки. Этот метод не всегда эффективен, ведь если поломка произойдёт посреди велопробега на большой дистанции — это станет проблемой.
Для того чтобы выбрать между ними, вам стоит знать следующее — наработка на отказ только для тех, кто любит проехаться вблизи своего дома пару раз в неделю и предпочитает просто заменить сломанный узел на новый. А вот плановый ремонт необходим, для того чтобы постоянно быть уверенным в надёжности велосипеда — а это нужно в первую очередь спортсменам и путешественникам.
Общие советы по ТО
Любое техническое обслуживание велосипеда, вне зависимости от того, проведено оно своими руками или у мастера, разделяется на 3 стадии:
- проверка;
- регулировка;
- ремонт.
Частота ремонта может быть различной. Некоторые неисправности исправляются по мере их возникновения, другие же лучше предотвращать за счёт обслуживания, которое стоит проводить хотя бы раз в месяц, а ежегодно ставить велосипед на капитальный ремонт. Эта периодика может быть выражена и иными величинами, например, километражем: годовое — раз в 5000 км, а ежемесячное — от 500 до 1000.
Этапы обслуживания двухколёсного друга
Смазка велосипеда
Для того чтобы смазать цепь, подойдёт практически любая смазка, которую вы сможете найти. Нужно это для того, чтобы легко очистить её от накопившейся за время заездов грязи. А вот если смазкой пренебречь, то вы сразу же почувствуете снижение чувствительности переключения между передачами, а также возникнут очень раздражающие скрипы. Поэтому рекомендуется регулярно очищать цепь от накопившейся пыли.
Для тех, кто катается на велосипеде довольно активно, существует общая рекомендация по периодике смазки: минимум два раза в неделю, если поездки проходят летом, и один раз в неделю в случае зимних покатушек. Но есть ситуация, когда цепь требует немедленной смазки — это дождь. Если забыть это сделать, то придётся избавляться от ржавчины или покупать новую цепь. Для новичков существует негласное правило — смазку проводить после каждой(!) поездки, которая проходила по пересечённой местности, и через 70 километров по шоссе.
Но не только цепь требует к себе такого бережного отношения — многие узлы велосипеда нужно смазывать время от времени. Во время проведения таких ремонтов не стоит пренебрегать чисткой и настройкой компонентов транспортного средства. Что же ещё нуждается в таком уходе?
- Оси вращения заднего тормоза. Они всегда соприкасаются со всей грязью, которая попадается на пути, собирают воду и грозят покрыться ржавчиной, если не подвергать их напылению смазки из специального баллончика.
- Не забудьте про оси передачи, они страдают от того же, что и оси заднего вращения. Будет жаль, если из-за грязи они выйдут из строя.
- Оси вращения заднего вращения, как и любой подвижный элемент, любят «ласку, чистку и смазку». Не забывайте, что излишек смазочных материалов тоже вреден, потому его следует удалить.
- Возвращаясь к уходу за цепью, можно посоветовать WD-40, которым нужно пропитать после чистки от грязи. Для пропитки нужно время, за которое цепь будет готова для более густого смазочного средства.
- Тросики можно смазывать полностью либо в местах входа-выхода в рубашку. Но предпочтителен первый вариант, причём с помощью жидкой смазки, которая хорошо затечёт в саму рубашку.
Метод экспресс-чистки велосипеда
Не всем ритм жизни позволяет проводить долгие часы за скрупулёзным ТО велосипеда, потому спортсменами придуман быстрый метод очистки своими руками. Для этого используется кисточка, которой смахивается любая пыль с транспортного средства. Но это для крайних случаев.
Генеральное техническое обслуживание
Мыть узлы велосипеда нужно не просто чистой дистиллированной водой. В неё требуется добавить немного растворителя или на крайний случай — моющего средства. Это поможет удалить грязь и масло наиболее эффективно. Если использовать простую воду из-под крана, то велосипед будет выглядеть неопрятно, так как выступят соли и хлориды — но это исправит полировочная жидкость для машин.
В том случае, когда грязь удалось удалить не со всего велосипеда, то стоит пройтись по тем местам по второму кругу. Если же смывать масло не нужно, то достаточно использования простого раствора шампуня (для автомобилей) в воде.
Если уже приступили к мытью велосипеда, то мойте его в тени: на солнце сохнуть он будет быстро и вы получите некрасивые потёки. А если надумали по-быстрому ополоснуть его со шланга — отбросьте эту мысль, ведь можно повредить подшипники, которые не предусматривают отвод воды, попавшей в них под давлением.
Процесс чистки
Что нужно для чистки велосипеда:
- первое, что понадобится — это любой обезжириватель;
- WD-40, которое является легендарным средством для смазки;
- моющее средство (жидкое, разумеется).
Итак, берём ведро с водой и добавляем автомобильное моющее. Берём тряпку и начинаем протирать раму. Полностью промыть её надо несколько раз, для того чтобы гарантированно избавиться от любой пыли и грязи. Если у вас завалялась щётка для мытья бутылок — то она пригодится для удаления грязи из самых труднодоступных мест. Будьте предельно осторожными, чтобы не поцарапать поверхность.
Потом нужно протереть всё чистой ветошью и обрызгать из баллончика WD-40.
Тестирование шин и колёс
Для проверки исправности переднего колеса, его нужно своими руками приподнять и прокрутить колесо. Если есть биения обода или шины, то нужно провести более тщательный технический осмотр и отремонтировать неполадку.
Проверьте протектор на наличие разных инородных тел, например, мелких железок. Если что-то подобное нашли — уберите это с помощью отвёртки. Если шина несёт на себе следы серьёзных повреждений — то её лучше сменить на новую.
Часть покрышки, которая находится на пространстве между протектором и ободом, зачастую окрашена в жёлтый цвет и выполнена из очень прочного материала. В том случае, если там видна ткань или есть разрезы — нужно срочно менять покрышку, иначе поездка будет грозить аварией.
Не забудьте про ось велосипеда. Всё должно крутиться свободно, без скрипов и затираний. А если уже такой звук присутствует, то выручит капля моторного масла между осью и втулкой.
Заключение
В ремонте велосипеда ничего сложного нет. Всё интуитивно просто, и, соблюдая ряд правил и следуя рекомендациям, вы без труда произведёте его техническое обслуживание.